Вы здесь

ЭКСПЕДИЦИИ

  

 

Полевые исследования – 2017

Экспедиция на стойбище семьи Кантеровых

 

Одним из основных источников изучения традиционного уклада жизни народов ханты являются экспедиции в районы расселения ханты и манси. В августе 2017 года сотрудниками лянторского хантыйского этнографического музея была организована этнографическая экспедиция на летнее стойбище пимских ханты - семьи Кантерова Валерия Яковлевича. Стойбище находится на правом берегу реки Пим, в 56 км от города Лянтора в сторону 12 ДНС на родовых угодьях семьи Кантеровых.

В состав экспедиции вошли: директор лянторского музея - Куриленко Олеся Владимировна, руководитель клубного формирования музея - Нертымова Наталья Дмитриевна, научный сотрудник - Агабекян Елишка Бержиковна.

Цель экспедиции: сбор этнографического материала для научно-исследовательской работы - «Корень кедра: собирание и способы заготовки».

В ходе экспедиции сотрудники музея познакомились с бытом и традициями пимских ханты. Традиционная еда, ночёвка на оленьих шкурах, обшитых тканью, традиционная рыбалка позволили участникам экспедиции увидеть жизнь на стойбище изнутри. В ходе работы были изучены постройки, возводящиеся на территории стойбища, хозяйственная деятельность мужчин и женщин. В течение всей экспедиции наша группа наблюдала за всем происходящим, и каждый фиксировал свои наблюдения и впечатления в личном полевом дневнике.

Сейчас в быту у ханты очень активно применяются современные материалы, но при всём этом коренные жители стараются сохранить и традиционные технологии изготовления изделий.

Сотрудниками музея был собран большой объём материала по разным направлениям, а хозяева стойбищ охотно делились информацией и на практике показывали свой быт.

Всего на стойбище проживают 5 человек: Кантеров Валерий Яковлевич - хозяин стойбища; Кантерова София Николаевна – супруга; Кантерова Виктория Валерьевна – старшая дочь; Кантерова Галина Николаевна – мама Валерия; Кантерова Евдокия Петровна – мама Клима Кантерова.

Из города Лянтора экспедиция «музейщиков» выехала 18 августа в 9 утра. Территория стойбища начиналась там, где заканчивалась асфальтированная дорога. На встречу к нам вышел хозяин стойбища Валерий Яковлевич.

Нас встретили очень тепло. Мы побывали в летнем доме, там принимали пищу, ночевали. Дом построен по-новому, он поднят от земли на 4 бревна выше, чем обычно, окна современные, пластиковые. Священной полки для проведения обрядовых мероприятий в доме не было, но висела икона. Это говорит о том, что многие ханты сейчас принимают христианство. Хозяйка приготовила 7 спальных мест, в том числе и для нас. В центре почётное место для мужчин, а по бокам для женщин. Рядом с домом находилась река с чистой и прозрачной водой. Ханты используют её для приготовления пищи, чая, купания. Построен удобный мостик из досок. На территории также имелись костровое хозяйство, хлебная печь, баня, теплица. Вокруг построек - несколько собачьих домиков. У Валерия и Софии две замечательные дочери: Виктория (20 лет) учится в Сургуте, студентка, и Полина (15 лет) школьница. Они в свободное время занимаются рукоделием. Виктория активно помогает родителям во всём.

На улице мы заметили собаку хозяев, на шее которой висела большая палка. Нам стало интересно, почему её повесили. На наш вопрос Валерий Яковлевич ответил: «Чтобы замедлить быстрый бег собаки…».

Рядом с домом сына стоял очень уютный и тёплый дом мамы Валеры - Галины Николаевны. Ей 61 год. После смерти мужа - Якова Александровича - с июня 2017 года она, оставив старый дом, переехала к сыну. По обычаю пимских ханты, после смерти хозяина надо покидать старый дом. Когда скончался супруг, Галина Николаевна решила не бросать дом, где жили они вместе с мужем, но в день похорон случился пожар на крыше дома, но она продолжала жить там ещё 2 месяца. «Мне приснился сон, как будто муж ходит вокруг дома грустный, без верхней одежды, на улице холодно, но домой не заходит» - рассказывала Галина Николаевна. После этого она решила съехать из старого дома. Спустя некоторое время София, невестка Галины Николаевны, во сне увидела Якова Александровича уже довольного, веселого. Тогда и подумали, что съехать со старого дома это было правильное решение.

Во время экспедиции к Галине Николаевне приехала дочь Анфиса Рынкова с 4 детьми, и на стойбище стало ещё веселее.

Софья Николаевна готовила нам суп с оленьим мясом и подавушку из щуки. Было очень вкусно.

Для сотрудников музея Софья Николаевна провела мастер-класс по изготовлению и обработке корня кедра, также она показала, как правильно извлечь корень из земли.

С её помощью нам удалось собрать природный материал и составить технологическую карту заготовки корня кедра.

 

Корень кедра и способы заготовки

 

Кедр или сосна сибирская представляет собой вечнозелёное многолетнее высокое дерево, которое за 100 лет может достигнуть 40 м.

Кедр всегда занимал и занимает важное место в изготовлении предметов материальной культуры ханты. Это качественная древесина, орехи и даже корни. Корни кедра эластичны, прочны и долговечны. Извлечённые несколько лет назад корни, замочив в воде, сохраняют свои свойства. Кедровые леса оберегались, и древесина кедра не использовалась как строительный материал, а только как поделочный и для изготовления лодок. Для этой цели разрешалась рубка неплодоносящих деревьев. Из корня кедра ханты изготавливают корневатики.

Корневатики - это оригинальные коробки и тарелки из расщепленных корней кедра и веточек черёмухи. Корневатики бывают разных форм и величин, но наибольшей прочностью и вместимостью отличаются овальные. Раньше в них хранили наконечники стрел, игрушки, посуду, а сейчас хранят рукодельные принадлежности и мелкие вещи.

Не каждый корень кедра годен для изготовления корневатиков. Во-первых, кедр выбирали в сосновом бору. Ствол должен быть ровным, без сухих сучьев внизу. Найденный корень бережно и аккуратно вырывали из земли. В производство шли только верхние корешки диаметром 0,5-1,0 см, растущие выше основного корневища. Длина их достигает до 15-20 м. Они гибкие и прочные, не подвергаются воздействию влаги.

Корень извлекали из земли тупым топором, чтобы не повредить корневище. Расстояние от ствола было не менее 2-2,5 м. Если вырытый корень по каким-либо параметрам не устраивал мастера, то он укладывал его обратно в землю и зарывал. Много корней с одного дерева не брали, чтобы не погубить его. Изделия из корня кедра были рассчитаны на долгий срок службы, делали их в небольших количествах и тщательно. Это ремесло никогда не было товарным, добыча корня ценного дерева не была масштабной, кедры не уничтожались, поэтому мы не ставим вопрос о производстве сувениров, а только стремимся восстановить технологию изготовления корневатика.

 

Стойбище Клима Кантерова

 

После сбора корня кедра мы поехали на стойбище Клима Кантерова, которое находится в 4 км от дома Валерия Яковлевича. Дома была мама Клима, мастерица Евдокия Петровна с внуками. У неё 3 детей и 8 внуков. Внучка Милана (8 лет) занималась рукоделием. Она шила чехол для своего телефона.

На территории стойбища, в оленьем загоне, мы насчитали 30 оленей разных возрастов. А также мы смогли понаблюдать, как выпекается хантыйский хлеб. Аромат свежего хлеба («пупум нянь») мы почувствовали издалека. В печи вместилось 11 булок и пирог с черникой. Со слов Евдокии Петровны, хлеб они никогда не покупают, всегда выпекают сами. Это мастерство передается из поколения в поколение. Старшая дочь Валерия - Виктория - уже спокойно сама печёт хлеб.

На стойбище Клима построен 2-хэтажный домик для туристов дневного пребывания. А туристов, со слов Клима, к ним приезжает много.

 

Заключение

 

В ходе поездки на стойбище Кантеровых было собрано много природного материала (корень кедра). Корень будет использоваться в работе кружков музея для изготовления предметов быта ханты.

Сотрудники музея получили массу положительных эмоций от поездки, вновь окунувшись в традиционный быт коренных жителей, проживающих в условиях тайги с суровыми климатическими условиями со своими нравами, обычаями и порядками. А также попробовали традиционную еду и ночевали вместе с хозяевами в доме. Хозяева стойбищ оказались гостеприимными людьми. София Николаевна и две её замечательные дочери везде сопровождали нас.

Нельзя не отметить и то, что наблюдается тенденция отхода хантыйской молодёжи от традиционного образа жизни. Они уже не спят на оленьих шкурах, а спят на покупных постельных принадлежностях, пользуются современной посудой. У Клима Кантерова даже современная мебель и газовая плита в доме стоит. Поэтому сотрудники лянторского музея стараются как можно больше получить и сохранить информацию о традиционном укладе жизни ханты.

Наш вклад в сохранение ремёсел пимских ханты мал, но мы считаем, что он ценен, т.к., возможно, через несколько десятков лет вообще не останется мастеров, владеющих традиционными промыслами. Сотрудники музея стараются не терять связь с прошлым, занимаясь исследовательской работой. Мы рады, что успели зафиксировать хотя бы некоторые элементы традиционной культуры нашего народа, сохранили наследие предков.

Участники были удовлетворены данной поездкой. Поставленные цели и задачи были достигнуты.

Возвращаясь в Лянтор, мы делились накопившимися впечатлениями.

 

Научный сотрудник лянторского музея

Агабекян Елишка Бержиковна